ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОГБПОУ "Томский колледж гражданского транспорта"
.

МЕНЮ

Томский колледж гражданского транспорта

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание материала

Сергей Павлович Королёв 
(30 декабря 1906— 14 января 1966) 
Главный конструктор первых ракетно-космических систем СССР 

Академик Сергей Павлович Королёв (1907–1966) — выдающийся советский ученый и главный конструктор ракетно-космической техники. Начало эры освоения космического пространства неразрывно связано с его именем. С.П. Королёв по праву считается основоположником практической космонавтики. Он был создателем ракетно-космических систем, с помощью которых впервые в мире были запущены искусственные спутники Земли, осуществлены полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, совершен облет и фотографирование обратной стороны Луны. Под его руководством были созданы пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории человек полетел в космос и осуществил выход из корабля в открытое космическое пространство. 

С сентября 1940 г. по июль 1941 г. С.П. Королёв в качестве осужденного работал в Особом техническом бюро при наркомате внутренних дел СССР – ЦКБ-29 в Москве, где под руководством заключенного авиаконструктора А.Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, он одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Затем с началом войны его эвакуировали вместе с конструкторским коллективом А.Н. Туполева в Омск на завод № 156. В списки освобожденных Сергей Павлович не попал, его назначили заместителем начальника фюзеляжного цеха по подготовке серийного производства дальнего бомбардировщика Ту-2. Несмотря на предельную загруженность, когда никакого свободного времени физически не было, Королёв обдумывал проект радиоуправляемой ракеты… 

19 сентября 1942 г. его перевели в Казань на авиационный завод № 16 (ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР), 19 ноября Королёв уезжает в Казань – туда эвакуировали 16-й моторостроительный завод из Воронежа и 22-й самолетостроительный завод из Москвы. Так закончилась его работа в туполевской шараге. С.П. Королёва назначили ведущим инженером в бюро В.П. Глушко, тоже заключенного, затем в 1943–1946 гг. Сергей Павлович работает заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям, сам проводит испытания в полете ракетных ускорителей на самолетах. Здесь С.П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя. 

7 августа 1943 г. прошло первое испытание ракетных ускорителей РД-1 конструкции В.П. Глушко на бомбардировщике Ту-2, затем испытывался двигатель РД-1ХЗ с химическим зажиганием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 г. С.П. Королёв досрочно освобожден со снятием судимости, но без реабилитации, 10 августа его освободили из-под стражи. В октябре 1944 г. он составляет отчет «Крылатые ракеты». Всю зиму и весну 1945 г. продолжает полеты на Пе-2 с ракетной установкой.

12 мая 1945 г. во время очередного полета самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, в котором Сергей Павлович участвовал как ведущий инженер, на высоте 7000 метров произошел взрыв, разрушивший двигатель и повредивший хвостовое оперение самолета. Пилоту удалось посадить самолет, однако у Королёва было обожжено лицо, разбита голова и пострадали глаза, к счастью, не тяжело... Через несколько дней немного поправившись, Сергей Павлович продолжал испытание двигателей, участвуя в полетах. 20 июня 1945 г. завершились испытания самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, всего выполнено 110 полетов.

Приказом заместителя наркома авиационной промышленности А.С. Яковлева от 29 июня 1945 г. за проявленную дисциплину и находчивость в сложных условиях при летных испытаниях экспериментальных ракетных установок на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р, 120Р, Як-3Р, Су-7 объявлялась благодарность группе летчиков и инженеру-испытателю С.П. Королёву с премированием. Работа казанский специалистов-ракетчиков получила высокую оценку – 16 сентября 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР большую группу наградили, С.П. Королёва – орденом «Знак Почета». 

Весной 1945 г. в Германию выехала большая группа советских ракетчиков для изучения трофейной немецкой техники, в том числе баллистической ракеты А-4 (Фау-2). Вскоре в соответствии с постановлением Госкомитета обороны от 8 июля 1945 г. эту группу решили усилить, в число которых вошел и С.П. Королёв. 7 сентября 1945 г. он в форме подполковника (это звание ему присвоили перед отъездом) вылетел в Берлин. Так закончился казанский период и начался славный период в жизни основоположника практической космонавтики. 9 августа 1946 г. Сергей Павлович был назначен Главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия Р-1 (8А11), 30 августа его назначили начальником отдела № 3 Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения Министерства вооружения СССР – НИИ-88 (ныне – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения госкорпорации «Роскосмос»). В 1956 г. Сергей Павлович возглавил выделенную из НИИ-88 самостоятельную организацию — Особое конструкторское бюро № 1 Министерства оборонной промышленности СССР. Этой ведущей организацией по созданию ракетно-космической техники Королёв руководил до последних дней жизни. ОКБ-1 сегодня — это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва в подмосковном городе, носящем его имя. 

Анализируя роль С.П. Королёва в развитии отечественной ракетной и космической техники в целом и в деле создания стратегического ракетного оружия в частности, видный ученый и конструктор Ю.А. Мозжорин обращал внимание на поразительную широту конструкторской деятельности Королёва, его умение находить верные и оригинальные решения в самых различных, порой трудно совместимых направлениях развития ракетной техники. «Он, по существу, является первопроходцем почти всех направлений отечественного ракетного вооружения, которые трудами других талантливых конструкторов были развиты и доведены до совершенства, позволившего обеспечить стратегический паритет нашему государству».  

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса?

 


Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы

Результаты независимой оценки ОГБПОУ "ТКГТ"  

О сайте государственных и муниципальных услуг

О сайте bus.gov.ru - Информация о госучреждениях

Бесплатная юридическая помощь

Департамент образования Томской области

Администрация Томской области

ОГБУДПО "Региональный центр развития профессиональных компетенций"

Молодежный центр СПО

"Учимся жить вместе". Справочник для людей с ограниченными возможностями


© 2024 ОГБПОУ "Томский колледж гражданского транспорта" .
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.