ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОГБПОУ "Томский колледж гражданского транспорта"
.

МЕНЮ

Томский колледж гражданского транспорта

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание материала

 

Основоположник практической космонавтики, академик С.П. Королёв, космонавты Ю.А. Гагарин, Г.Т. Береговой, П.И. Беляев, К.П. Феоктистов, Г.Т. Добровольский, В.И. Комаров, В.А. Шаталов – люди, внесшие огромный вклад в развитие ракетно-космической техники, посвятившие свои жизни эпохальному явлению – прорыву человека в космос. Их сближает и еще одно обстоятельство – годы Великой Отечественной войны. Есть глубокая закономерность в том, что два исторических события – Великая Победа, 75-летие которой мы отмечаем в мае 2020 года, и освоение космоса – оказались связанными между собой судьбами людей, в них непосредственно участвовавших. 

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Каждый добывал её на своём месте: кто-то в окопе, кто-то – за штурвалом самолёта, другой – за кульманом или у станка. Всенародная победа в Великой Отечественной войне стала пробным камнем, испытавшим людей на прочность, на человеческие качества. 


Сергей Павлович Королёв 
(30 декабря 1906— 14 января 1966) 
Главный конструктор первых ракетно-космических систем СССР 

Академик Сергей Павлович Королёв (1907–1966) — выдающийся советский ученый и главный конструктор ракетно-космической техники. Начало эры освоения космического пространства неразрывно связано с его именем. С.П. Королёв по праву считается основоположником практической космонавтики. Он был создателем ракетно-космических систем, с помощью которых впервые в мире были запущены искусственные спутники Земли, осуществлены полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, совершен облет и фотографирование обратной стороны Луны. Под его руководством были созданы пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории человек полетел в космос и осуществил выход из корабля в открытое космическое пространство. 

С сентября 1940 г. по июль 1941 г. С.П. Королёв в качестве осужденного работал в Особом техническом бюро при наркомате внутренних дел СССР – ЦКБ-29 в Москве, где под руководством заключенного авиаконструктора А.Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, он одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Затем с началом войны его эвакуировали вместе с конструкторским коллективом А.Н. Туполева в Омск на завод № 156. В списки освобожденных Сергей Павлович не попал, его назначили заместителем начальника фюзеляжного цеха по подготовке серийного производства дальнего бомбардировщика Ту-2. Несмотря на предельную загруженность, когда никакого свободного времени физически не было, Королёв обдумывал проект радиоуправляемой ракеты… 

19 сентября 1942 г. его перевели в Казань на авиационный завод № 16 (ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР), 19 ноября Королёв уезжает в Казань – туда эвакуировали 16-й моторостроительный завод из Воронежа и 22-й самолетостроительный завод из Москвы. Так закончилась его работа в туполевской шараге. С.П. Королёва назначили ведущим инженером в бюро В.П. Глушко, тоже заключенного, затем в 1943–1946 гг. Сергей Павлович работает заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям, сам проводит испытания в полете ракетных ускорителей на самолетах. Здесь С.П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя. 

7 августа 1943 г. прошло первое испытание ракетных ускорителей РД-1 конструкции В.П. Глушко на бомбардировщике Ту-2, затем испытывался двигатель РД-1ХЗ с химическим зажиганием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 г. С.П. Королёв досрочно освобожден со снятием судимости, но без реабилитации, 10 августа его освободили из-под стражи. В октябре 1944 г. он составляет отчет «Крылатые ракеты». Всю зиму и весну 1945 г. продолжает полеты на Пе-2 с ракетной установкой.

12 мая 1945 г. во время очередного полета самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, в котором Сергей Павлович участвовал как ведущий инженер, на высоте 7000 метров произошел взрыв, разрушивший двигатель и повредивший хвостовое оперение самолета. Пилоту удалось посадить самолет, однако у Королёва было обожжено лицо, разбита голова и пострадали глаза, к счастью, не тяжело... Через несколько дней немного поправившись, Сергей Павлович продолжал испытание двигателей, участвуя в полетах. 20 июня 1945 г. завершились испытания самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, всего выполнено 110 полетов.

Приказом заместителя наркома авиационной промышленности А.С. Яковлева от 29 июня 1945 г. за проявленную дисциплину и находчивость в сложных условиях при летных испытаниях экспериментальных ракетных установок на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р, 120Р, Як-3Р, Су-7 объявлялась благодарность группе летчиков и инженеру-испытателю С.П. Королёву с премированием. Работа казанский специалистов-ракетчиков получила высокую оценку – 16 сентября 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР большую группу наградили, С.П. Королёва – орденом «Знак Почета». 

Весной 1945 г. в Германию выехала большая группа советских ракетчиков для изучения трофейной немецкой техники, в том числе баллистической ракеты А-4 (Фау-2). Вскоре в соответствии с постановлением Госкомитета обороны от 8 июля 1945 г. эту группу решили усилить, в число которых вошел и С.П. Королёв. 7 сентября 1945 г. он в форме подполковника (это звание ему присвоили перед отъездом) вылетел в Берлин. Так закончился казанский период и начался славный период в жизни основоположника практической космонавтики. 9 августа 1946 г. Сергей Павлович был назначен Главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия Р-1 (8А11), 30 августа его назначили начальником отдела № 3 Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения Министерства вооружения СССР – НИИ-88 (ныне – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения госкорпорации «Роскосмос»). В 1956 г. Сергей Павлович возглавил выделенную из НИИ-88 самостоятельную организацию — Особое конструкторское бюро № 1 Министерства оборонной промышленности СССР. Этой ведущей организацией по созданию ракетно-космической техники Королёв руководил до последних дней жизни. ОКБ-1 сегодня — это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва в подмосковном городе, носящем его имя. 

Анализируя роль С.П. Королёва в развитии отечественной ракетной и космической техники в целом и в деле создания стратегического ракетного оружия в частности, видный ученый и конструктор Ю.А. Мозжорин обращал внимание на поразительную широту конструкторской деятельности Королёва, его умение находить верные и оригинальные решения в самых различных, порой трудно совместимых направлениях развития ракетной техники. «Он, по существу, является первопроходцем почти всех направлений отечественного ракетного вооружения, которые трудами других талантливых конструкторов были развиты и доведены до совершенства, позволившего обеспечить стратегический паритет нашему государству».  


Юрий Алексеевич Гагарин 
(9 марта 1934 — 27 марта 1968) 
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза 

Воскресный день в июне сорок первого ворвался семью Гагариных, как в жизнь всех советских семей, неожиданно, трагически. В то время учиться ребята начинали с восьми лет, а Юре Гагарину только шел восьмой, и он, мечтавший о школе уже давно, 1 сентября 1941 года отправился в первый класс. «Даже в тот военный сентябрь мы постарались все-таки отметить такой день. Провожали Юру братья, Зоя и я. Он шел гордый, в наглаженной матросочке, с Зоиным портфелем, в котором лежал аккуратно обернутый сестрой в чистую газету его первый учебник — букварь», вспоминает мама Юрия Гагарина – Анна Тимофеевна Гагарина.  

Уже 12 октября 1941 года родную деревню Юрия Гагарина – Клушино заняли немцы. В один из военных дней в деревне Клушино потерпел крушение советский самолёт, первому лётчику которого удалось выпрыгнуть из кабины уже над самой землей, он остался цел. Юра Гагарин стал свидетелем этого и, вспоминая, рассказывал маме, всё время повторяя слово «лётчик»: «Летчик спросил: «Как ваша деревня называется?» Летчик сказал: «Ну гады, ну фашисты — заплатите!» Потом удивился: «Вы почему с портфелями?» И сказал: «Молодцы! Надо учиться! Нас не сломить!» Солнце припекало, летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастерке у него орден боевого Красного Знамени. Летчики – герои, они храбро сражались в Испании.  

— А еще он мне дал подержать карту в кожаной сумке. Она планшеткой зовется. Мама! Вырасту — я тоже буду летчиком!» 

Уже после первого космического полета к Юрию Гагарину пришло письмо из города Горького. Бывший военный летчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжелый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребяток, которые рассматривали машину, а потом заботливо принесли поесть. И еще он писал: ему кажется, что он припоминает мальчишку, который все повторял: «Я буду летчиком, дядя!» Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжелом сорок первом повстречался с будущим первым космонавтом планеты Земля? 

Почти 1,5 года деревня была оккупирована фашистскими войсками. Так об этом времени вспоминает Анна Тимофеевна Гагарина: «Война не давала о себе забыть ни на минуту. Дни и ночи шли через деревню беженцы. Люди рассказывали, как быстро катился вал немецких армий, как уничтожали они наши города, села, как бомбили скопления военных колонн и мирных граждан». 

9 апреля 1943 г. Красная армия освободила деревню, учёба Юры в школе возобновилась. 24 мая 1945 г. семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 г. Юрий окончил шестой класс Гжатской средней школы. 

30 сентября 1949 г. Юрий уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище. 16 декабря 1949 г. вступил в комсомол. В июне 1951 г. Юрий окончил с отличием училище по специальности «формовщик-литейщик» и поступил на литейное отделение Саратовского индустриального техникума. Он успешно осваивал учебную программу, научился играть на трубе, занимался фотографией, стал секретарём спортивного общества «Трудовые резервы». В 1952 г. Юрий впервые знакомится с работами Константина Циолковского и выступает с докладом об идеях Циолковского на собрании физико-технического кружка. 

В 1954 г. Гагарин поступает в Саратовский аэроклуб. Он выполнил 196 полётов, налетал 42 часа 23 минуты. В 1955 г. с отличием окончил техникум и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. 

Интересный факт! 

В Саратовском индустриальном техникуме Юрий Гагарин был капитаном баскетбольной команды, хотя его рост был 165 см. «Игра в баскетбол нравилась своей стремительностью, живостью и тем, что в ней всегда царил дух коллективного соревнования. Броски мяча в корзину с ходу и с прыжка вырабатывали меткость глаза, точность и согласованность движений всего тела», – писал Юрий Алексеевич в книге «Дорога в космос». 

С 1955 по 1957 г. Гагарин учился в 1-м военном авиационном училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в городе Чкалове (в настоящее время – Оренбург). 25 октября 1957 г. с отличием окончил училище. Ему разрешили выбрать любой город, где он мог бы служить и летать на военных самолётах, и он выбрал самое сложное – Север, Заполярье.  

С 29 декабря 1957 г. Юрий Гагарин – лётчик 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. А 7 марта 1960 г. зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ВВС. 25 января 1961 г. назначен на должность космонавта с присвоением квалификации «космонавт ВВС». 

«Юра был командиром нашего классного отделения, – вспоминал лётчик-инструктор Валентин Палехин. – Ростом он был невысок – примерно метр шестьдесят три, самое большее – метр шестьдесят пять. Весом тоже невелик – килограммов шестьдесят. Зато коренаст, крепок, мускулист. Был заядлым спортсменом. Пел в хоре, танцевал. Большую нагрузку нёс по комсомольской работе. Товарищем он был замечательным, отзывчивым. Мы считали Юрия сильным в теории и часто обращались к нему за помощью. Он никогда не отказывал». 

7 июня 1960 г. был полностью сформирован первый отряд космонавтов, в который вошли 20 человек. Из них в космос удалось слетать двенадцати. Среди них – Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 г. первый космонавт планеты Юрий Гагарин осуществил вековую мечту человечества о полёте в космос. Корабль «Восток» с Ю. Гагариным на борту за 108 минут облетел Землю и благополучно приземлился. 

В сообщении ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство говорилось: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич». 

(Старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное звание майора в день старта). 

14 апреля 1961 г. на Красной площади состоялся торжественный митинг, в ходе которого было объявлено о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину званий «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР». 

Совершив свой героический полёт, Юрий Алексеевич написал призыв для всего человечества: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!». 


Георгий Тимофеевич Береговой 
(15 апреля 1921 — 30 июня 1995) 
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза 

«В человеке, в настоящем человеке - созидателе, какую бы он область ни избрал для своей деятельности, как в капле воды отражены водопады н водовороты главных течений его эпохи. Каждый из нас идёт к свершениям своей эпохи собственной дорогой. Конечно, было во мне и желание не разменять жизнь по пустякам, поставить ее на пользу людям». 

(Г. Береговой. «Небо начинается на Земле»). 

Георгий Береговой — единственный дважды Герой Советского Союза, который первую Золотую Звезду получил за проявленный героизм при участии в боевых операциях во время Великой Отечественной войны, а вторую — за полёт в космос.  

После окончания восьмого класса он начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. С июня того же года участвовал в Великой Отечественной войне в качестве лётчика, командира звена, командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (Калининский, Воронежский, Украинский фронты). 26 августа 1942 г. командир звена старший сержант Г.Т.  Береговой был награждён орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника. С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. – 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. 28 сентября 1943 г. – заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Г.Т. Береговой награждён орденом Красного Знамени за 18 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника. Через месяц его награждают орденом Александра Невского за выполнение 21 боевого вылета с нанесением боевых потерь противнику и подготовку своих лётчиков, которые выполнили позднее 130 боевых вылетов. 11 апреля 1944 г. гвардии старший лейтенант Г.Т. Береговой был награждён орденом Богдана Хмельницкого за разумную инициативу, смелость, командование эскадрильей и выполнение 28 успешных боевых вылетов. 14 января 1945 г. гвардии капитан Г.Т. Береговой был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение 30 боевых вылетов и умелое руководство лётным составом. 

 За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях и за 106 боевых вылетов, указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза. 

После окончания войны Г.Т. Береговой окончил Высшую офицерскую школу в Липецке, после чего продолжил службу в Одесском военном округе на должностях штурмана, начальника воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка. В 1948 г. окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948–1964 работал лётчиком-испытателем. Георгий Тимофеевич испытывал повое поколение реактивных самолетов — более 60 типов, в том числе МиГ-15, МиГ-19, Як-25, Як-27К, Су-9, Ту-128. Первым на практике осваивал шлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15, впервые освоил пилотирование реактивного самолета в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю.А. Гагарина). В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».  

В 1964 г. Г.Т. Береговой был зачислен в отряд космонавтов. 26–30 октября 1968 г. совершил полет на космическом корабле «Союз-3», после трагической гибели В.М. Комарова при испытаниях корабля «Союз-1». Во время полета, продолжавшегося почти 4 суток, осуществлял многократное маневрирование космического корабля по орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём «Союз-2», но попытки стыковки не удались, пришлось возвращаться на Землю. За этот полет космонавт был повторно удостоен звания Героя Советского Союза. 

С 1972 г. Г.Т. Береговой – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Генерал-лейтенант авиации (1977 г.), кандидат психологических наук, награжден Золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР, Золотой медалью имени Ю.А. Гагарина (ФАИ), лауреат Государственной премии СССР (1981 г.), двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени и 15-ю медалями, удостоен зарубежными наградами. 

Г.Т. Береговой – автор книг «Угол атаки» (1971 г.), «Небо начинается на Земле» (1976 г.), «По зову сердца» (1981 г.), «Грань мужества» (1982 г.), «О времени и о себе» (1982 г.), «Космос – землянам» (1983 г.) и «Три высоты» (1986 г.). 

Г.Т. Береговой – почетный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница, Конотоп (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария). Ему установлены памятники и мемориальные доски, в Енакиево именем Георгия Тимофеевича названы проспект, парк и сквер, открыт музей, Донецкому планетарию в 2011 г. было присвоено имя Георгия Берегового. 


Павел Иванович Беляев 
(26 июня 1925— 10 января 1970) 
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза 

П.И. Беляев родился в селе Челищево Рослятинского района Вологодской области. В 1942 г., после окончания десятилетки в Каменск- Уральском, куда семья переехала к тому времени, поступил на завод. Восемнадцатилетнего Павла призвали в армию, в школу первоначального обучения летчиков. Два последних года войны Павел провел в учебных классах и на учебном аэродроме Ейского военно-авиационного училища. Молодой летчик был назначен в военно-воздушные Силы Тихоокеанского флота. 11 лет провел Павел Беляев в небе Дальнего Востока. Летал на истребителях. Несколько раз выводил свой самолет по боевой тревоге. После окончания училища участвовал в войне с империалистической Японией.  

В 1956 г. его как лучшего командира летчиков направили на учебу в Краснознаменную Военно-воздушную академию (ныне им. Ю.А. Гагарина), которую он окончил в 1959г. Три академических курса летчиков -истребителей Беляев вспоминал с большой благодарностью преподавателям. В 1951 получил назначение в одну из частей Черноморского флота на должность командира эскадрильи истребителей. С 1960 г. в отряде космонавтов. 

18–19 марта 1965 г. в качестве командира корабля (совместно с А.А. Леоновым) совершил полёт на космическом корабле «Восход-2».  Осуществлял управление кораблём в процессе шлюзования при выходе А.А. Леонова в открытый космос, контролировал работу его автономной системы жизнеобеспечения. При посадке П.И. Беляев впервые в истории отечественной пилотируемой космонавтики применил систему ручного управления. Полёт продолжался 1 сутки 2 часа. 

За успешное осуществление космического полета П.И. Беляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён также орденом Ленина, орденом Красной Звезды и 11-ю медалями, удостоен зарубежными наградами. Его именем назван кратер на Луне, малая планета № 2030 Belyaev и научно-исследовательское судно Академии наук СССР. 


Константин Петрович Феоктистов 
(7 февраля 1926 — 21 ноября 2009) 
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза 

«Принято считать, что профессия накладывает отпечаток на психологию обладателя. Космонавт - тоже профессия. Космонавтами становятся задолго до первого полета. Сначала многотуровый отбор из многочисленной группы подобных тебе летчиков и инженеров. Потом - из более узкого круга тех, кто реально претендует быть зачисленным в отряд космонавтов. Подготовка и осуществление космического полета требуют от человека много терпения, мобилизованности, физических и душевных сил». 

К.П. Феоктистов. «Траектория жизни», М., «Вагриус», 2000. 

Участвовал в Великой Отечественной войне, будущий проектировщик космических кораблей и орбитальных станций, инженер-конструктор, в 1987–1990 гг. заместитель генерального конструктора НПО «Энергия», космонавт № 8, доктор технических наук Константин Петрович Феоктистов. Когда началась война, юному Косте было всего 15 лет. Его родной город Воронеж был наполовину занят немцами. Отец Кости, немолодой бухгалтер, ушел добровольцем на фронт, мама ушла в эвакуацию в деревню. Костя не выдержал и записался в юные разведчики, сбежав на фронт сразу после окончания 9 класса школы. С 7 июля по 28 августа 1942 г. служил в действующей армии в роте разведки Воронежского гарнизона в/ч 3051 на Брянском фронте. Он попадался немцам, его пугали, ставили к стенке, заставляли копать себе могилу, но ему удавалось сбежать, он перенёс несколько ранений. Костя приносил бесценные разведданные о расположении врага. В разведку ходил с другом Валькой Выприцким. Однажды они попались патрулю и Вальку застрелили, только начавшийся советский артобстрел дал Косте возможность сбежать к своим. Но самым страшным оказался пятый большой поход в разведку на правый берег реки Воронеж. Пошли снова вдвоем, с мальчишкой лет четырнадцати, но были схвачены немцами, напарник Кости юркнул в кусты, а Костю схватил немецкий патруль и потащил во двор. Эсесовец не стал разбираться, сразу подвел Костю к яме и достал пистолет. Как вспоминал К.П. Феоктистов, почему-то не вальтер, а наш, трофейный ТТ (какая глупость лезет в голову перед смертью). Немец протянул руку к мальчику и выстрелил прямо в лицо, он упал в яму и потерял сознание. Немцы, видимо решили, что ребенок мертв и ушли. Через какое-то время Костя очнулся, смог переползти в какой-то мусорный ящик и снова провалиться в беспамятство. В темноте ему удалось перебраться через реку и полуживым выйти к какой-то деревне. Потом были военный госпиталь, неукротимая тяга к жизни, учеба. Так вышло, что даже фашистская пуля не смогла убить в советском школьнике Косте Феоктистове волю к борьбе. А всего через семь лет молодой и очень талантливый инженер К.П. Феоктистов рисовал в королёвском ОКБ-1 чертежи космического корабля, на котором он сам полетит в космос! 

Свой единственный космический полёт Константин Петрович совершил 12-13 октября 1964 года на многоместном корабле «Восход», в разработке которого сам принимал участие. Вместе с ним полёт совершили командир корабля лётчик-космонавт Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров. 


Георгий Тимофеевич Добровольский 
(1 июня 1928 — 30 июня 1971) 
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза 

Начало Великой Отечественной войны Георгий Добровольский встретил 13-летним мальчишкой. Он рыл окопы, гасил «зажигалки», помогал защищать родной город. Когда осенью 1941 года Одесса пала, решил бороться с оккупантами в рядах партизан. Раздобыл пистолет, но воспользоваться им не успел. Во время облавы был схвачен, избит и за ношение оружия брошен в тюрьму. Румынский военно-полевой суд приговорил его к 25 годам каторжных работ. 19 марта 1944 года, незадолго до освобождения Одессы, по подложным документам, изготовленным подпольщиками, юному партизану удалось бежать. 

Впоследствии Георгий Тимофеевич стал командиром космического корабля «Союз-11» и первой в мире орбитальной станции «Салют». Экипаж, в состав которого также вошли Владислав Волков и Виктор Пацаев, выполнил большой комплекс исследований на станции, но погиб при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Георгий Добровольский и его товарищи по экипажу были посмертно награждены медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. 


Владимир Михайлович Комаров 
(16 марта 1927 — 24 апреля 1967) 
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза 

Владимир Комаров в 1943 году окончил семилетку и поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, стремясь попасть на фронт. Пока учился, участвовал в разборе завалов и чистил улицы от щебёнки, переносил голод, как и все москвичи. Спецшколу окончил в июле 1945 года, когда война уже закончилась, но всё равно решил связать свою судьбу с небом, а затем и с космосом. 

Космонавт № 7 Советского Союза выполнил два полёта. 12-13 октября 1964 года он был командиром первого в мире многоместного космического корабля «Восход», а 23-24 апреля 1967 года — командиром корабля «Союз-1». Второй полёт оказался для Владимира Михайловича роковым: во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, и космонавт погиб. Сегодня имя дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова носит школа в Звёздном городке. 


Владимир Александрович Шаталов 
(род. 8 декабря 1927) 
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза 

Космонавт № 13 Советского Союза Владимир Шаталов был дублёром Георгия Берегового во время подготовки к полёту корабля «Союз-3». Свой первый полёт Владимир Александрович совершил с 14 по 17 января 1969 года на «Союзе-4». Мало кто знает, что прежде, чем стать космонавтом, Владимир Шаталов пережил суровую ленинградскую осень 1941 года. Его отец Александр Борисович в начале войны занимался формированием особой железнодорожной части, в задачу которой входило обеспечение бесперебойной работы «Дороги жизни». После нескольких попыток Володи сбежать на фронт Шаталов-старший вынужден был забрать его к себе. В части будущий космонавт научился обращаться с оружием и ходил в атаки. 

Владимир Шаталов вместе с Алексеем Елисеевым первыми из советских космонавтов совершили три космических полёта. Владимир Александрович первым выполнил ручную стыковку двух кораблей («Союз-4/5», 1969 г.), стал участником первого группового полёта трёх пилотируемых кораблей («Союз-6/7/8», 1969 г.) и первой в мире стыковки с орбитальной станцией («Союз-10», «Салют», 1971 г.). 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса?

 


Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы

Результаты независимой оценки ОГБПОУ "ТКГТ"  

О сайте государственных и муниципальных услуг

О сайте bus.gov.ru - Информация о госучреждениях

Бесплатная юридическая помощь

Департамент образования Томской области

Администрация Томской области

ОГБУДПО "Региональный центр развития профессиональных компетенций"

Молодежный центр СПО

"Учимся жить вместе". Справочник для людей с ограниченными возможностями


© 2024 ОГБПОУ "Томский колледж гражданского транспорта" .
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.